Об учете, регистрации и рассмотрении в учреждениях ГУФСИН России по Иркутской области сообщений о преступлениях

Следственный изолятор № 1
ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России
по Иркутской области
г. Иркутск

СИЗО-1
 

Новости Объявления

 

Об учете, регистрации и рассмотрении в учреждениях ГУФСИН России по Иркутской области сообщений о преступлениях

Иркутская область вошла в пилотную зону опытной эксплуатации модернизированного специального программного обеспечения государственной автоматизированной системы правовой статистики (ГАСПС). Данное программное обеспечение составлено в целях обеспечения надлежащего учета сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы и дознания.

В соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона от 12.08.1995 № 144- ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», оперативные подразделения Федеральной службы исполнения наказаний наделены полномочиями на осуществление оперативно-розыскной деятельности.

Таким образом, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ, органы и учреждения уголовно-исполнительной системы относятся к органам дознания как иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.

В соответствии со ст. 12.2 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», органы уголовно-исполнительной системы обеспечивают предоставление в пределах компетенции первичных статистических данных в органы прокуратуры РФ для осуществления государственного единого статистического учета данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании.

Учреждения уголовно-исполнительной системы, являясь органом дознания, обязаны зарегистрировать, проверить сообщение о преступлении и в пределах компетенции принять по нему соответствующее процессуальное решение.

Исходя из положений гл. 19 УПК РФ, сообщением о преступлении, требующим проведения процессуальной проверки и принятия решения в порядке ст. 145 УПК РФ, являются:
- заявление о преступлении;
- явка с повинной;
- сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (в данном случае составляется рапорт об обнаружении признаков преступления);
- постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

В случае поступления в учреждение уголовно-исполнительной системы одного из перечисленных сообщений о преступлениях, оно должно быть зарегистрировано в Книгу регистрации сообщений о преступлениях.

При этом, исходя из положений Инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях, утвержденной приказом Министерства юстиции России от 11.07.2006 № 250 (далее по тексту - Инструкция), согласующихся с позицией Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в Книге регистрации сообщений о преступлениях регистрируются заявления граждан о преступлении, явки с повинной в совершении преступлений, рапорта об обнаружении признаков преступления, в которых указаны сведения о насильственном причинении вреда здоровью подозреваемых, обвиняемых, осужденных, о которых они сообщили при опросе или в своем заявлении (обращении).

В соответствии с п. 4 Инструкции, при получении явки с повинной, заявления или сообщения о преступлении непосредственно от заявителя сотрудник, принявший заявление, помимо регистрации обязан выдать заявителю под роспись талон-уведомление с указанием данных о лице, принявшем заявление, а также даты и времени его принятия.

Из-за отсутствия в учреждениях ГУФСИН России по Иркутской области системы специализированных подразделений дознания, в соответствии с ч. 3 ст. 151 УПК РФ исправительные учреждения не уполномочены производить дознание по уголовным делам о преступлениях какой-либо конкретной категории в порядке, предусмотренном гл. 32 УПК РФ.

Исходя из диспозиций ст.ст. 40, 144, 145 УПК РФ, учреждения уголовно-исполнительной системы не вправе принимать по поступившим сообщениям о преступлениях процессуальные решения, предусмотренные п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 145 УПК РФ, но обязаны принять и зарегистрировать поступившие сообщение о преступлении, при наличии необходимости в пределах компетенции провести по нему проверочные мероприятия и не позднее 3 суток со дня поступления передать его по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ для разрешения в компетентный орган, а заявления о возбуждении уголовных дел частного обвинения – в суд в порядке ч. 2 ст. 20 УПК РФ.

При этом, в соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ, срок проверки сообщения о преступлении исчисляется с даты регистрации сообщения, а не с даты поручения начальником учреждения проведения проверки конкретному сотруднику учреждения.

При принятии решения о передаче по подследственности сообщения о преступлении, зарегистрированном в Книге регистрации сообщений о преступлениях, во всех случаях должно быть вынесено соответствующее постановление за подписью начальника учреждения либо лица, исполняющего его обязанности, в котором должны содержаться сведения, обосновывающие принятое решение о направлении сообщения в тот или иной следственный орган исходя из предварительной квалификации преступления. При направлении сообщения в органы полиции или Следственного комитета России необходимо строго руководствоваться положениями ст. 151 УПК РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 145 УПК РФ, о принятом решении сообщается заявителю, разъясняется его право обжаловать данное решение и порядок обжалования. Копия постановления о передаче по подследственности в течение 24 часов с момента его вынесения направляется прокурору.

Указанная информация подготовлена в целях правового просвещения и исключения фактов допущения ошибок при учете, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Иркутская прокуратура
по надзору за соблюдением законов
в исправительных учреждениях